История Волжских набережных Самары

Бесспорной гордостью жителей Самары являются волжские набережные, озелененные по всем правилам садово-паркового искусства, имеющие просторные и оборудованные песчаные пляжи. Любопытную характеристику Самаре в 19 веке давал справочник «Волга от Твери до Астрахани». В нем написано: «Самара от других городов Поволжья отличалась широкими, геометрически правильными улицами с небольшими домами, поэтому приравнена была по своей наружности к деревне, но деревне благоустроенной». Здесь речь шла о той Самаре, когда она еще не была центром губернии. В начале 19 века коса между реками Волгой и Самарой была перерезана так называемой Самарской перебойной — неглубоким проливом от 30 до 50 сажен ширины, соединявшим обе реки. Перебоина эта тянулась почти в прямом направлении с юга на север и впадала в Волгу чуть повыше спуска по Успенской (ныне Комсомольской) улице. После спада воды весною там, где была улица Набережная (ныне М. Горького), на пойменных местах разводили огороды. Самара была городом торговым. Летом широкая торговля производилась на нижнем рынке пристаней — между улицами Заводской (Венцека) и Воскресенской. В дальнейшем этот пристанской базар стал именоваться Бурлацким. Даже когда Самара стала городом губернским, то не забота о внешнем виде губернского центра, а хозяйственные интересы обратили внимание «отцов города» на приведение в порядок волжского берега и спусков к реке. 24 июня 1852 года Самарская губернская строительная и дорожная комиссия поручила архитекторскому помощнику Фирсову провести работы по обустройству спуска к реке Волге, подготовить смету и рисунки спусков. По новому плану застройки города Самары (1853 года) набережные рек Волги и Самары отводились только под пристани, хлебные амбары, рынок, материальные склады, биржи строевого леса и дров. «В первые годы губернского города от строительной и дорожной комиссии архитекторский помощник Н. Н. Еремеев составил несколько проектов на благоустройство отдельных участков набережной Волги и спусков к ней по улицам». В 1853 году Министерство финансов выделило 1975 рублей на устройство в Самаре спуска к Волге для московского почтового тракта.
Источник: www.kraeved-samara.ru

Читайте также  Текст песни — Вальс о Вальсе
slovoblog