Перед земским самоуправлением было поставлено несколько задач, которые оно решало на всем протяжении своего существования. В целях развития начального образования необходимо было создать сеть школ низшей ступени, обеспечить их помещениями и учебными пособиями, создать применительно к ним учебные программы, подготовить учительские кадры. По существу, в России необходимо было создать новый тип учителя — земского учителя, который был бы одновременно и в достаточной степени способен и для преподавания, и был бы близок к сельской жизни. То есть, он смог бы стать как авторитетом для простых людей, так и человеком, понимающим их нужды и заботы, которому они без боязни и даже с радостью могли бы отдавать своих детей на обучение. Необходимо было убедить крестьян в том, что образование, — это та необходимость, без которой невозможно процветание их хозяйства, улучшения, в том числе и материального. Ставилась задача пропаганды земцами рационального ведения хозяйства на всех уровнях, что было невозможно без образованного народа.. Столкнувшись со стеной непонимания, недоверия, даже противостояния со стороны большой массы крестьян по всей России, земство пыталось искать пути решения. Необходимо было вести широкую просветительскую работу также и в рамках внешкольного образования, которое охватывало людей не школьного возраста. Туда входило устройство библиотек-читален, а также всех других видов библиотек, содержащих доступную литературу. В частности, устройство библиотек земства выдвигали как важное средство борьбы с пьянством. В рамки внешкольного образования входили также занятия со взрослым населением для обучения неграмотных чтению, письму и счету, для закрепления пройденного курса с малограмотными, то есть, с теми, кто не доучился или забыл, чему учился в силу неприменения знаний или в силу чрезвычайной слабости полученных уроков, и для закрепления освоенных знаний в виде дополнительных курсов. В качестве задачи ставилось и получение людьми и дополнительной информации по разным вопросам (например, гигиене, борьбе с эпидемиями, с пьянством, с сельскохозяйственными вредителями, по передовым методам ведения хозяйства и т.п.).
Источник: