Осенью 1765 года появился сенатский указ с предписанием «склонять» жителей города к строительству каменных домов, или, по крайней мере, деревянных, но на каменном фундаменте. Это была первая попытка придать Самаре вид европейского города. Предписывалось строить город «не иначе, как по плану, Высочайше утвержденному». Это означало, что улицы в нем должны быть прямыми и широкими. При этом необходимо было соблюдать правила «Строительного Устава», то есть делать их шириною не менее чем 10-15 саженей. А еще по тому же Уставу улицы «должны быть планируемые до самых домов, дабы ям и бугров на них не было». Мостовые на всех улицах предписывалось делать только каменные, а частные постройки с того времени можно было производить «не иначе, как с дозволения местного начальства». При этом «строить тесно» в Самаре больше не допускалось. Власти были обязаны разъяснить населению, что отныне обывательские дворы должны застраиваться только по приведенным выше правилам, а ремесленные мастерские, скотобойни, мясные ряды и кузницы требовалось немедленно вынести за пределы города. Однако самарцы в ХVIII веке не отличались законопослушностью, и потому бессистемное строительство при полном попустительстве городских властей продолжалось и после обнародования высочайшего повеления. В результате лишь очередной самарский пожар 1772 года вновь напомнил столице о вышедшем за семь лет до того указе и о необходимости срочно составить план города. Правда, он был готов лишь спустя 10 лет, в мае 1782 года. Вот так Самара получила свой первый регулярный план перспективной застройки. Это был чертеж с официальным заглавием «Геометрический план Симбирского наместничества города Самары снят в 1782 году мая 14 дня уездным землемером Сахаровым». Чертеж был подписан губернатором Симбирского наместничества Ингельстремом и утвержден в Санкт-Петербурге. План предполагал размещение города на достаточно большой по тому времени территории, с жесткой сеткой улиц, образующих кварталы со средним размером сторон в 150 и 200 метров. Границы тогдашней Самары проходили по современным улицам Садовой и Красноармейской.
Источник: