В данной статье рассмотрим два старинных рисунка Самары в XVII веке, с гравюры Адама Олеария, издавшего «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно». На первом рисунке изображен город, расположенный в местности с пологим уклоном, а затем с резким подъемом. На переднем плане и справа видна мелкая растительность. Заднего плана нет. В городе виднеются церковные строения, зубчатая стена, подходящая вплотную к церковным строениям, башни и двухэтажные деревянные дома. На втором рисунке изображен город, расположенный среди холмистой местности, имеющей менее резкий подъем. Сам город находится ближе к заднему плану и виден на фоне довольно высоких холмов. На переднем плане, среди деревьев, изображена группа всадников и пешеходов, а поодаль — повозка с грузом и сидящим на ней возницей, в сопровождении двух мужчин и женщины. Между городом и передним планом изображена весьма пересеченная местность, покрытая редкой растительностью, с небольшими группами людей возле стен. Город, изображенный на втором рисунке, не имеет зубчатой стены, которая видна на первом рисунке; двухэтажных домов почти не видно, церковные строения имеют некоторое сходство с минаретами. Видно, что оба рисунка отличаются один от другого характером местности, конфигурацией городской стены, компоновкой городских строений, архитектурой зданий и т.д. Какой же из двух рисунков ближе к подлинному рисунку Олеария!? Решить этот вопрос путем сравнения этих двух рисунков с третьим, относящимся к тому же времени, — невозможно, так как других рисунков города Самары того же времени не существует, а подлинного рисунка Олеария (оригинала), как известно, не сохранилось. Самой близкой по времени является зарисовка Самары, выполненная Корнилием де-Бруином, посетившим Самару в 1703 году. Однако она выполнена более чем через 60 лет после зарисовки Олеария и после большого пожара, уничтожившего в 1700 году значительную часть Самары. От того времени не осталось также каких-либо построек или планов города. Для решения этого вопроса, можно исходить из предположения, что наиболее ранний рисунок должен быть и самым близким к подлинному рисунку Олеария.
Источник: