Народные физиотерапевтические методы лечения — баня, ванны, кровопускание

В русской народной медицине значительное место занимали различные виды водолечения, массаж, натирания, кровопускание и другие. Почти при всех болезнях прежде всего применяли тепло (лечения холодом избегали, так как считали, что можно «застудиться»): в виде влажного пара в банях, сухого в печах, в виде припарок, ванн. Главное место среди этих народных способов принадлежало бане. О банях упоминается уже в летописи Нестора, где указывается, что бани у славян видел еще апостол Андрей Первозванный, который: «и приде в Словени, идеже ныне Новгород, и виде ту люди сущая, како есть обычай им, и како ся мыють и хвощются, и оудивися им. И Иде в Варяги, и приде в Рим и исповеда елико наоучи, и елико виде, и рече им дивно видех словеньскую землю, идучи ми семо; видех бани древены, и пережьгуть е рамяно, и совлокуться и будут нази, и облеются квасом уснияном и возмуть на ся прутье младое и бьють ся сами, и того ся добьють, егда влезуть ли живи, и облеются водою студеною, и тако оживуть, и то творять по вся дни, не мучими никимже, но сами ся мучать, и то творять мовенье себе а не мученье». В последующие века баня была также во всеобщем употреблении у русского народа. «Баня мать родная», «Коли б не баня, все б мы пропали», — говорится в пословицах. Адам Олеарий — секретарь Голштинского посольства в своем путешествии в Московию в 17 веке отмечал, что у русских во всех городах и селениях «множество общественных и частных бань, в которых всегда почти найдешь много моющихся». Он оставил описание русской бани того времени. «Русские, — говорит Олеарий, — могуть выносить чрезвычайно жар, и в бане, ложась на полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог выносить; затем, когда от такого жара они сделаются все красными и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают из нее голые, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодною водою; зимою же выскочив из бани, они валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом, остывши таким образом, снова входят в жаркую баню».
Источник: www.kraeved-samara.ru

Читайте также  Деревенские клады — часть 1
slovoblog