Возводя пограничные городки-крепости на Средней и Нижней Волге, московское правительство для их «бережения» использовало не только военную силу, но и тонкую дипломатическую игру. Необходимо было как-то доказать правителям Большой Ногайской Орды, истинным хозяевам заволжских степей, что русские крепости строятся для их же блага. Поэтому документы различных приказов, говоря по современному — ведомств или министерств, содержат казалось бы противоречивые сведения о целях и задачах, поставленных перед первым самарским воеводой. В «Наказе» из Разрядного приказа указывалось «сидеть… в городе бесстрашно от ногайских татар». В то же время русским послам в Орде предписывалось настоятельно убеждать князей и мурз, что Самарский город строится для их же блага, для защиты ногайских кочевий от нападения волжских казаков «…чтобы извести казаков с Волги и Яику». И наконец, Григорию Осифовичу Засекину было велено уговаривать тех же самых вольных «воровских» казаков поступать на государеву службу. Так в один тугой узел связывались устремления трех противостоящих сил — русской администрации, ногаев, вольного казачества. На некоторое время Самарская крепость оказалась в эпицентре борьбы этих 3-х соперников. В «Книге Большому Чертежу», первом систематическом описании России конца 16 столетия, говорилось, что «… от верху реки Бузулука на полях и до синего моря (Каспийского) кочевья все Больших нагаев». Государство ногаев представляло собой один из осколков распавшейся Золотой Орды, возникнув в конце 14 — начале 15 веков, окончательно оформившись в 1540-х годах. Ногайские кочевья раскинулись на огромной территории от Аральского моря до Волги и от Каспийского моря до лесов Башкирии. Основное население составляли потомки кипчаков-половцев, разделенные почти на два десятка полу самостоятельных орд — территориальных образований. Английский путешественник Дженкинсон, посетивший Ногайскую орду в 1577 году, писал: «Они распределялись на отдельные группы, называемые ордами. Каждая орда имеет особого правителя, называющегося мурзой, которому они повиновались, как своему королю.
Источник: