Взгляд деревенского народа на деторождение и бесплодие, предотвращение беременности и викидыш, а так же существовавшие при этом поверья

Дети составляют благословение Божие и выражают собою присутствие Св. Духа в семье, они ее опора и счастье: таков преобладающий взгляд народа на детей. Сообщая внутреннюю крепость семейному началу, взгляд этот заключает в себе не одно только инстинктивное стремление к продолжению рода, но и сознание того значения, какое имеет, в смене поколений, преемственность труда. Народное понятие «исполнить закон» — значит, не только выполнить физиологическое назначение человека, но и получить определенный и полный импульс к жизненному труду и найти вполне ясную для него цель: трудиться для детей, как своих будущих преемников. Потому-то холостяк в народных понятиях, хотя бы и достаточный, — это бобыль, бездомовник, сирота до старости и, во многих отношениях, человек далеко не равноправный с другими. Потому же надежда на помощь в труде и на его дальнейшее продолжение, в лице детей, заставляет крестьянина обыкновенно желать, прежде всего, сына-работника, а не дочь-пустодомку. «Смотри, рожай парня, а не девку», — шутливо «наказывает» муж своей, в первый раз беременной жене. — «Дочь, что? — размышляет почти каждый, — корми ее, не корми, она все не твоя и, рано или поздно, со двора уйдет», редко мужик, даже страстно желающий иметь детей, если баба ему «не угодит» и вместо ожидаемого мальчика родит девочку, и не может видеть ее на первых порах или уделяет ей лишь самое незначительное внимание. На девочек крестьянин смотрит снисходительнее обыкновенно лишь тогда, когда они родятся после одного или нескольких мальчиков. С точки зрения этого взгляда, если только семья достаточно богата, является желательным даже обилие и избыток детей. — «Подавай Бог, кормить есть чем, на всех хватит», — говорят крестьяне. Народными воззрениями ограничивается лишь плодовитость бедных семей, лишенных материальной возможности вскормить и взрастить детей, когда появление нового рта составляет действительную обузу и тягость семьи. «Наживать ребят умеете, а кормить так нет вас», — укоряют семейные рожающую часто женщину. — «Вот, жрать нечего самим, а она, как кошка, плодить», порицают такую женщину посторонние.
Источник: www.kraeved-samara.ru

Читайте также  Самарские ополченцы на царском смотре
slovoblog