В деревнях было много заболеваний, вызываемых тяжелыми бытовыми условиями, в которых жили крестьяне царской России. Большая часть из них питалась плохо. Мясо и рыба употреблялись ими редко, главным образом, по большим праздникам. Но хлеба часто также не хватало и во многих случаях бедняки уже после нового года употребляли его с примесью коры, мха или вообще питались суррогатами. Так, например, в середине прошлого века в Саратовской губернии отмечено, что из сорных трав во ржи встречалась больше всего лебеда, созревающая одновременно с рожью. Она была очень многоплодна и разрасталась преимущественно на полях, засеянных незрелыми семенами. Из лебеды крестьяне делали так называемую ботвинью или баланду. Они собирали молодые листья и «дягиль», отваривали их в воде, протирали сквозь решето и заливали квасом. В неурожайные годы лебеду молотили, перемалывали и, смешав ее с ржаной мукой, пекли хлеб. И хотя хлеб из лебеды был невкусен, но, как замечает автор этого сообщения, он был менее вреден, чем тот, который пекли с примесью гнилушек и древесной коры. Стоила лебеда тогда довольно дорого. Так, старожилы рассказывали, что в 1775 году, когда рожь продавалась до 10 руб. серебром за четверть, лебеда стоила от 3 до 7 руб. серебром. Видимо, что ее ценили сравнительно высоко, что отражено и в поговорке: «Не то беда, что во ржи лебеда, а вот беды, как ни ржи, ни лебеды». С введением картофеля лебеда потеряла свое значение как подспорье к хлебу, из нее стали добывать поташ. В деревнях строго соблюдались посты, из которых некоторые длились продолжительное время, как, например, Великий пост. Даже в Сибири, где крестьяне жили довольно зажиточно и имели на своем столе часто щи с говядиной, летом во время постов они питались постными щами и черемшою с квасом. В начале 20-х годов нашего века, например, жители Тункинского края, Иркутской губернии еще строго соблюдали посты «Великий пост, Петров, Успенский, Филиппов или Рождественский»; многие постились и по средам и по пятницам. Крестьяне часто в разгоряченном состоянии пили много холодной воды, поэтому простужались; употребляли незрелые плоды.
Источник: