Появление начального образования и научных исследований в усольской вотчине в XVIII — XIX веках

Восемнадцатое столетие и начало девятнадцатого считается «Веком Просвещения». Под Просвещением лучшие умы той эпохи понимали не просто развитие образования, но освобождение с помощью обучения и воспитания человеческого разума от средневековых догм и суеверий. Даже верховная власть тогда осеняла себя ореолом «просвещенного абсолютизма». Традиции, заложенные русскими просветителями, продолжали жить и развиваться в изменяющихся исторических условиях последних предреформенных десятилетий 19 века. Отдаленные от столиц и крупнейших культурных центров селения Усольской вотчины графов Орловых в районе Самарской Луки не отличались высоким уровнем хозяйственной и общественной жизни и представляли не самую благодатную среду для развития новых культурных процессов. Однако, и этих мест коснулись свежие идеи и дела «эпохи Просвещения» в сфере научных исследований, развития школьного дела и здравоохранения. На то время уже существовала хорошая постановка медицинского дела в крепостных владениях Орловых. С этим же краем были связаны важные эпизоды научной деятельности предтечей русской просветительской мысли И. К. Кирилова и В. Н. Татищева. Здесь они находились, будучи руководителями Оренбургской экспедиции (позднее комиссии), на которую возлагались задачи изучения и освоения юго-восточной окраины России. Не обходили они своим вниманием и Самарскую Луку. Так, было осуществлено картографирование и географическое описание этой территории и ближних к ней волжских берегов. Научное изучение природы, жизни людей и истории Луки, начатое трудами Кирилова и Татищева, их сотрудников в 1730-е гг., было продолжено академической экспедицией, организованной по планам М. В. Ломоносова. Ее отряды работали в Поволжье в 1768-1769 гг. Эти отряды возглавляли молодые академики П. С. Паллас, впоследствии всемирно известный биолог, и И. И. Лепехин, выдающийся русский ученый, энциклопедист и просветитель. Среди руководителей и сотрудников экспедиции были опытный ученый И. П. Фальк и начинавшие только свой путь в науку будущие известные исследователи Н. П. Соколов, Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев.
Источник: www.kraeved-samara.ru

Читайте также  «Заключённый» или «заключёный» — как правильно?
slovoblog
Не копируйте текст!