Паспортный режим в дореформенной Самаре

По архивным данным, население Самары к 1851 году составляло 15 тысяч жителей. Но реальная его численность была куда выше! В теплое время года в Самару стекалось на заработки около 100 тысяч человек, и даже зимой в Самаре оставалось с учетом пришлых не менее 25 тысяч человек. В этой массе пришлого на заработки населения скрывались и беглые. Возможностей для их легального оседания в Поволжье на землю в сельской местности практически не оставалось по мере того, как переселенческое движение оказывалось под контролем властей. Желание отдельных чиновников или управителей потакать беглым для достижения корыстных интересов пресекалось возросшей активностью местных помещиков, взявших после реформ Екатерины 2 в свои руки уездную администрацию и полицию. С конца 18 века беглые, которых получалось схватить в селах Поволжья, были не из числа уже осевших здесь, а из тех, кто пробирался дальше на восток или юг по старинным «сиротским» дорогам и по Волге, а также из тех, кто просто разбойничал на этих путях. Не редко беглые использовали как прикрытие традиционные волжские промыслы, судовые работы, сезонный сельскохозяйственные работы. В газетах того времени постоянно публиковались объявления о задержанных в Самаре и других заволжских городах «бродягах» и «не помнящих родства» с описанием их примет. Как правило, это были мужчины рабочего возраста от 20 до 40 лет. Розыск и поимка беглых вплоть до середины 19 века оставались одной из главных задач полицейских Самары. Более предусмотрительные из беглых старались обеспечить себя требуемыми по закону документами. Изготовление фальшивых паспортов превратилось в доходное ремесло. За приемлемую плату городские и даже деревенские грамотеи сами предлагали желающим на «материале заказчика» — заранее припасенном листе гербовой бумаги написать необходимый документ и «заверить» его самодельной собственноручно вырезанной печатью. Пришедшую в ветхость фальшивку можно было со временем заменить официальной копией, заверенной подписями реальных чиновников. А найдя покровителей, можно было не просто осесть в городе, а добиться житейского успеха.
Источник: www.kraeved-samara.ru

Читайте также  Кладовая запись на козацкий клад
slovoblog
Не копируйте текст!