История Самарских пристаней

Население Самары в значительной мере состояло из пришлых людей. П. В. Алабин по этому поводу замечал: «Нет почти губернии, даже самой отдаленной, которая не имела бы своих представителей в Самаре». Разбогатев на торговле, крупными землевладельцами стали самарские купцы Аржановы, Шихобаловы, Журавлевы, Курлины, Субботины, Неклютины. Наряду со скотоводством, процветавшим здесь и прежде, широкое развитие получило землепашество. На расширении сельскохозяйственного производства благотворно сказалась отмена крепостного права. За последующие двадцать пять лет посевные площади увеличились более чем в три раза, урожайность зерновых культур поднялась в частных владениях с 24 до 36 пудов с одной десятины. На многие десятилетия сельское хозяйство стало основой экономики Самарского края. «По количеству собираемой пшеницы и вообще хлеба, — писал П. В. Алабин, — по расчету на душу населения, Самара стоит на первом месте между губерниями империи, а по среднему годовому избытку хлеба, поступающего на вывоз за границу, — на втором месте». П. В. Алабин подчеркивал, что именно хлебная торговля создала Самару, от ее успехов зависит его будущее. Становлению Самары как центра хлебной торговли на Волге способствовало то важное обстоятельство, что река Самара вскрывалась на две недели раньше Волги. Ледоход непродолжительный: менее суток, это связано с тем, что в верховьях реки построили много плотин. Спуск талых вод на каждой из них велся постепенно, по мере накопления. В средней же части реки, равнинной и извилистой, течение прибивало лед к берегам. Таким образом, если суда зимовали на реке Самара, можно было сразу ставить их под погрузку, а как только очищалась от льда сама Волга, отправлять в рейс. Обычно это происходило в первой половине апреля, когда верховные суда только спускались к городу Самара. В 1843 году в России вступил в силу закон, разрешающий иметь пароходы частным лицам. Сразу после этого в Петербурге было образованно первое пароходное общество, называвшееся «По Волге». Свое первое судно, названное «Волга», общество заказало в Голландии. Примечательно, что первый рейс оно совершило именно из Самары.
Источник: www.kraeved-samara.ru

Читайте также  Улица Шверника в Самаре
slovoblog