я—ѕ≈–—

(Jaspers)  арл (1883-1969) - немецкий философ и психиатр, один из создателей экзистенциализма. ƒоктор медицины (1909). ƒоктор психологии (1913). ѕрофессор психологии (с 1916), профессор философии (с 1922) √ей-дельбергского (1916-1937, 1945-1948) и Ѕазельского университетов (1948-1961). (¬ 1937 был изгнан из университета как антинацист). ѕрофессиональную де€тельность я. Ќачал как психиатр, что в известной степени предопределило трактовку им основных философских вопросов. ¬ работах "¬сеобща€ психопатологи€" (1913) и "ѕсихологи€ мировоззрений" (1919) я. проводил идею, согласно которой психопатологические €влени€, как правило, отражают не столько процесс распада человеческой личности, сколько интенсивные поиски человеком собственной индивидуальности. (ѕосле 1915 отошел от активных исследований в области психиатрии, посв€тив р€д работ проблематике патографии, т.е. психопатологическому анализу эволюции выдающихс€ личностей: —триндберг, ¬ан √ог, —веденборг, √ельдерлин, Ќицше и др.). –ассматрива€ суть этих поисков в качестве €дра подлинной философской рефлексии, я. утверждал, что люба€ рационалистически выстроенна€ картина мира есть не что иное, как иносказательна€ интеллектуальна€ интерпретаци€ скрытых душевных стремлений творчески мысл€щего индивида. Ѕытие в этих услови€х оказываетс€ "зашифрованным" и предполагает об€зательное истолкование. «адача философии у я. - вскрыть то обсто€тельство, что в основании всех ипостасей сознательной де€тельности людей лежит неосознаваемое творчество "экзистенции" (быти€ особого плана, человеческой самости, внеположенной предметному миру). »сточник высшей мудрости - господствующее в мире неразумное ("–азум и экзистенци€", 1935). –азвива€ свои представлени€ о "пограничных ситуаци€х", я. пришел к выводу о том, что исконный смысл и пафос быти€ раскрываютс€ человеку лишь в моменты этих кардинальнейших, жизнесоразмерных потр€сений (размышлени€ о смерти, болезнь и т.д.). „еловек посто€нно переживает в своей душе определенные обсто€тельства, но иногда они предельно эмоционально сопр€гаютс€ с крайними потр€сени€ми - человек сознает роль случа€ в своей жизни, а также то, насколько его жизнь не принадлежала ему самому, будучи несобственной. Ёто и есть "погранична€ ситуаци€ случа€". ѕо я., даже "смерть как объективный факт эмпирического быти€ еще не есть погранична€ ситуаци€": важен факт осознани€ такой возможности, факт ощущени€ хрупкости, конечности существовани€ индивидов. »менно в эти моменты осуществл€етс€ "крушение шифра": человек элиминирует из системы собственного мировоспри€ти€ балласт повседневных тревог ("наличное бы-тие-в-мире"), а также совокупность т.наз. идеальных интересов вкупе с научными и околонаучными представлени€ми о действительности ("трансцендентальное бытие-в-себе"). ƒл€ человека актуализируютс€ мир его интимного начала (происходит "озарение экзистенции") и его истинное переживание Ѕога (трансцендентного) ("‘илософи€": т. 1 - "‘илософска€ ориентаци€ в мире", т. 2 - "ѕро€снение экзистенции", т. 3 - "ћетафизика", 1931-1932). "„еловек как целое не объективируем. ѕоскольку он объективируем, он есть предмет... но и в качестве такового он никогда не есмь он сам. ѕо отношению к нему как объекту можно действовать посредством внешних рассудочных установлений согласно правил и опыта. ѕо отношению к нему самому, т.е. как возможной экзистенции, € могу действовать только в исторической конкретности, в которой уже никто не есть "случай", но в которой свершаетс€ судьба. “еперь уже нельз€ больше спутать объективно-предметное в человеке... с ним самим как экзистенцией, открывающейс€ в коммуникации...". Ёкзистенци€ (подлинное либо собственное существование человека, не обусловливаемое ничем внешним, лишь собственной его индивидуальностью), по я., не находима в границах предметного мира, ибо она - свобода: "или человек как предмет исследовани€ - или человек как свобода". ѕоскольку человек постигает себ€, исход€ из свободы, он таким образом постигает собственную трансценденцию, исчезающим €влением которой как раз он и оказываетс€ в своей свободе. »мену€ собственную философскую де€тельность "философствованием", я. делал акцент на важность корректной постановки вопросов - более, нежели на вынужденный поиск ответов. ‘илософи€ у я. принципиально не может выступать как наука, ограниченна€ рамками жестко задаваемых предмета и метода. ‘илософи€ лишь удостовер€ет нас в существовании быти€, а метафизика сводима к отысканию человеком смысла быти€. „ленение быти€, по схеме я., сопр€жено с аналогичным строением его "философствовани€". "Ѕытие-в-мире", предметное бытие, "существование" - вещный уровень быти€. ‘илософствование, сопр€женное с ним, есть "ориентаци€-в-мире". (ѕоверхностный слой познавани€ человека - рассмотрение его жизни в мире; мир и причастность к нему человека суть то, что может быть зафиксировано эмпирически и рационально посредством усилий науки). ¬ услови€х "пограничных ситуаций", безмотивной неудовлетворенности наличным существованием может про€витьс€ ("озаритьс€", "высветлитьс€") "экзистенци€". ‘илософствование о ней не объективируемо по сути своей, оно принуждено воплощатьс€ в словах, будучи ориентировано на постижение того, что скрыто за словами. ‘илософствующее мышление у я. способно принести только удовлетворение, стрем€сь проникнуть за горизонт €влений, научна€ же мысль рационалистически постигает €влени€, продуциру€ "знани€". ѕри этом, утверждал я., "...философска€ вера, вера мысл€щего человека всегда отличаетс€ тем, что она существует только в союзе со знанием. ќна хочет знать то, что познаваемо, и пон€ть самое себ€". "‘илософска€ вера", по я., - продукт размышлений, а не откровени€; способность философствовани€ присуща любому человеку и имеет целью достижение истинной "коммуникации", т.е. реальной возможности быть услышанным и высказатьс€ самому (в процессе интимного и личного общени€ "в" и "по поводу" истины). ќбщение людей - атрибут быти€ человека. "—равнение человека с животными указывает на коммуникацию как универсальное условие человеческого быти€. ќна настолько составл€ет его всеохватывающую сущность, что все, что есть человек и что есть дл€ человека.., обретаетс€ через коммуникацию". Ёкзистенци€, по мнению я., "есть лишь постольку, поскольку соотносит себ€ с другой экзистенцией и с транс-ценденцией". (“аким образом, сущее встречает человека трем€ способами: мир, экзистенци€ и трансценденци€, которые, в свою очередь, отображают наличие трех уровней постижени€ человека, все более и более глубоких). јкт коммуникации €вл€ет собой осуществленную соотнесенность одной эк-/ зистенции с другой, акт философской веры - соотнесенность экзистенции с трансценденцией. ѕоследн€€ у я. - конечный предел любого быти€ и мышлени€, она столь же неумолимо существует, сколь и не может быть увидена, пребыва€ непознанной. “рансценденци€ суть нечто, лежащее за краем человеческого существовани€ и мира и придающее им смысл и ценность: природа, мифологи€, поэзи€, философи€ - шифры трансценденции, через которые она "сказывает себ€". Ѕудучи противопоставленным трансценденции, мышление трансформируетс€ в метафизику. ѕо я., "метафизика доносит до нас окружающее трансценденции. ћетафизику мы понимаем как "тайнопись". ћы слышим заключенную в шифре действительность из действительности нашего существовани€.., а не просто из рассудка, который здесь ни в коей мере не содействует раскрытию смысла". Ќе может быть ни знаков, ни символов трансценденции: знак доступен непосредственно, а трансценденци€ - нет; символизируемое же живет лишь в символе, трансценденци€ же - запредельна. ћогут €вл€тьс€ намеки, указани€ на трансценденцию - шифры, которые при этом к обозначаемому ими однозначно не прив€заны. ѕуть к трансценденции есть дл€ каждого, но в об€зательном пор€дке он неповторим и уникален. —огласно я., "бесконечна€ многозначность всех шифров, допускающа€ бесконечное множество толкований, обнаруживает себ€ во временном существовании как их сущность. “олкование шифров через другие шифры, нагл€дно данных - через спекул€тивные, действительных - через созданные, бесконечно, как та среда, в которой экзистенци€ хотела бы нащупать свою трансценденцию и предварительно создать себе возможности. —истема шифров невозможна, так как в нее они входили бы только в их конечности, а не как носители трансценденции. Ѕесконечна€ возможность толковани€ исключает систему возможных шифров. —истема может сама быть шифром, но никогда не может осмысленно охватывать, как проект, подлинные шифры". ѕо я., дл€ абсолютной свободы, утверждающей собственную уникальность и неповторимость экзистенции, эта посылка (любой шифр трансценденции в облике произведени€ искусства или философской концепции, могущие быть истолкованными принципиально любым образом) абсолютно необходима. Ёкзистирующий человек обретает самобытное "€" именно в неизбывном праве на абсолютно свободное толкование и прочтение другого и других.  ак же можно удостоверитьс€ в том, что избранна€ человеком верси€ толковани€ шифра трансценденции действительно ведет к ней экзистенцию “рансценденци€ у я. может быть обозначаема как Ѕог, о котором допустимо знать лишь то, что он есть.  ритерием встречи с Ќим выступает момент "онемени€" или "молчани€": "»нтерпретаци€ находит свою границу там, где кончаетс€ €зык. ќна совершаетс€ в молчании. Ќо эта граница сама существует только благодар€ €зыку. ¬ процессе €зыкового сообщени€ молчание становитс€ своеобразным способом сказать о чем-то. Ёто молчание - не умалчивание о чем-то, что € знаю и о чем мог бы сказать. Ёто, скорее, молчание пред тем, кто мыслит вместе с тобой, молчание пред самим собой и молчание пред трансценденцией, исполненное на границе того, что может быть сказано. Ёто молчание - не немота безъ€зыкости, котора€ ничего не говорит, а следовательно, и не молчит. “ак обстоит дело с шифрами. ћы слышим их словно бы из различных кругов, которые располагаютс€ вокруг трансценденции. »ли мы обращаемс€ к ней через их посредничество. Ќо шифры никогда не есть то, что мы ищем в них, или чувствуем в них, или познаем в них. ѕоэтому мы стремимс€ выйти дальше, за них, в глубину или ввысь, туда, где кончаетс€ вс€кий €зык шифров и где происходит прикосновение к трансценденции - в знании о незнании, то есть в этом исполненном молчании". "Ќемота", "молчание", "невыразимость в слове", - по мнению я., - единственно мыслимые выражени€ чувства, обозначаемого словосочетанием "Ѕог есть". ћыслить же трансценденцию возможно, по я., лишь "вмыслива€" ее в сферу предметного. »менно мера и степень коммуникативности, согласно я., и выступает в качестве критери€ совершенства той или иной философской системы. „еловек отличаетс€ от прочего сущего во всех его про€влени€х именно склонностью к коммуникации, посредством ее он обретает свою "самость", т.е. подлинного самого себ€ в себе. я. выдел€л три уровн€ социальности, три способа самоорганизации социума: организаци€ на фундаменте частного интереса изолированного индивида; организаци€ формально-правового пор€дка, где каждый рассматриваетс€ лишь в том измерении, в каком он равен вс€кому другому; органическа€ целостность значительной совокупности людей на национально-окрашенной либо духовной основе. “ем самым философи€ предлагает ориентиры поведени€ человека в мире с целью приближени€ его к состо€нию "безусловного быти€", имманентного сознанию как таковому. ƒостижение этого ("осознани€ быти€", "освещени€ любви", "завершени€ поко€") и есть цель философствовани€, направленного на внутреннее действие, а не на изменение мира. ‘илософствование у я. предельно этически нагружено (в качестве базовых пон€тий выступают "вол€ к коммуникации", "свобода", "верность" и т.п.). я. отвергает гносеолого-методологические искани€ в структуре традиционного философского творчества. "„еловек" и "истори€" - выступили в роли основополагающих измерений быти€ людей. ("—мысл и назначение истории", 1949). "—итуаци€" у я. - ключевое пон€тие дл€ импликации экзистенции: уникальна€ и не воспроизводима€ совокупность событий в каждый отдельно вз€тый момент реального исторического времени и отличает одну эпоху истории от другой. ќтверга€ наличие объективных законов и возможность предвидени€ будущего с помощью науки, я. формулирует четыре главных "среза", обусловивших именно наличное осуществление мирового процесса. ѕервые два, по я., - обретение людьми €зыка, орудий труда и огн€, результировавшиес€ в становлении высоких культур »ндии, ≈гипта, ћесопотамии и  ита€ в 5-3 тыс€челети€х до н.э. “ретий - "ось мирового времени" (8-2 века до н.э.) - духовное "основоположение" человечества, синхронно и автономно осуществившеес€ на всем пространстве от √реции до  ита€. Ћюди осознают себ€, собственные возможности, подлинную ответственность; локальные истории смен€ютс€ всемирно-историческим процессом. "«авершилась мифологическа€ эпоха с ее самоуспокоенностью, с само-собой-пон€тностью. Ќачалась борьба против мифа со стороны рациональности и рационального про€сненного опыта (логоса); борьба за трансцендентного единого Ѕога против демонов и борьба против неистинных образов Ѕога из этического возмущени€ против них... Ёто общее изменение человеческого быти€ можно назвать одухотворением... „еловек более не замкнут в себе. ќн неведом дл€ самого себ€, а потому открыт дл€ новых безграничных возможностей". », наконец, четвертый период - становление научно-технической цивилизации в ≈вропе (17-20 века). ѕолитико-нравственные поиски я. объективировались в его исследовани€х "немецкой вины" ("¬опрос о вине", 1946), культурно-психической значимости "холодной войны" ("јтомна€ бомба и будущее человечества", 1958), угрозы авторитарных тенденций в жизни ‘–√ (" уда движетс€ ‘–√", 1967). ¬ целом особа€ роль философствовани€ и сопр€женной с ней философской веры, по мнению я., состоит в 20 веке в том, чтобы противосто€ть псевдорационалистическим утопи€м, постулирующим возможность насильственного создани€ ра€ на земле, но на практике разрушающим культурные установлени€ людей и ввергающих их в ужас гражданских братоубийственных конфликтов. ƒругие сочинени€ я.: "Ќицше" (1936), "ƒекарт и философи€" (1937), "Ёкзистенциальна€ философи€" (1938), "ќб истине" (1947), "‘илософска€ вера" (1948), "¬ведение в философию" (1950) и др. ћежду наукой и философией, по я., недопустимо взаимное инфицирование, но их нельз€ и жестко изолировать друг от друга. —феры философии и науки не антиномичны, хот€ и не тождественны. Ќаука предоставл€ет философии потенциальные пути познани€, точные результаты исследований, дела€ философию зр€чей. ‘илософи€ придает системе наук внутренне св€зующий их смысл. ‘илософи€, согласно я., разрушает посто€нно культивируемый наукой догматизм и амбициозные претензии. ј.ј. √рицанов


ƒобавить комментарий к слову я—ѕ≈–—

¬ы можете оставить комментарий к слову я—ѕ≈–—. ѕосле проверки данных комментарий будет опубликован.