ј–≈≈¬

Ќиколай »ванович (1850-1931) - русский историк, социолог, гимназический товарищ и биограф B.C. —оловьева. «акончил историко-филологический факультет ћосковского университета. ѕрофессор ¬аршавского (1879-1884) и ѕетербургского (1886-1899 и с 1906) университетов (в 1899 был уволен из ѕетербургского университета за "неблагонадежность" в св€зи со студенческим движением). јктивный член партии кадетов, депутат I √осударственной ƒумы. „лен-корреспондент –оссийской јкадемии наук (1910), почетный академик јЌ ———– (1929). ¬ области истории - работы по античной, средневековой, новой и новейшей истории. ќсновные работы по социологии и теории истории: "ќсновные вопросы философии истории.  ритика историософических идей и опыт научной теории исторического прогресса" (тт. 1-3, 1883-1890); "—ущность исторического процесса и роль личности в истории" (1889); "»сторико-философские и социологические этюды" (1895); "—тарые и новые этюды об экономическом материализме (1896); "¬ведение в изучение социологии" (1897); "»сторика. “еори€ исторического знани€" (1913); "»сториологи€. “еори€ исторического процесса" (1915); "ќбщие основы социологии" (1919) и др.  . создал собственную версию этико-субъективной социологии, в которой прослеживаетс€ сильное вли€ние "первого" позитивизма, Ћаврова и ћихайловского. ѕыталс€ осуществить синтез социального и исторического знани€, в св€зи с чем подверг методологической критике за односторонность подхода все известные ему концепции знани€. ¬ качестве синтетической дисциплины  . рассматривал философию истории, включающую в себ€ теоретическую и конкретно-историческую части. “еори€ истории занимаетс€ проблемами гносеологии (теори€ исторического знани€, или "историка") и социологии (социальна€ статистика и социальна€ динамика), изучающей морфологию и механизмы развити€ общества. ¬згл€д на социум как на процесс дает историологи€.  ак и у других представителей этико-субъективной школы, в центре внимани€ у  . находитс€ иде€ социального прогресса, исследуема€ с разных сторон историей (феноменологическа€ наука) и социологией (помологическа€ наука). ¬ согласии с иде€ми школы, резко выступил против фаталистически-детерминистской трактовки прогресса. ¬ центре социокультурной жизни, по  ., наход€тс€ человеческие индивиды - личности, активно относ€щиес€ к происход€щему с ними и вокруг них. ¬се общественные €влени€ суть про€влени€ духовного взаимодействи€ между людьми. ѕоэтому истории и социальной жизни всегда присуща как социально-психологическа€, так и нравственно-этическа€ компонента, которые и должны фиксироватьс€ средствами философии и науки. ѕроисход€щее в действительности должно быть оценено с точки зрени€ идеалов высшей правды; в любых исторических и социальных изменени€х должен быть схвачен их смысл дл€ человека. Ќи одно общественное €вление, по мнению  ., не может быть пон€то без вы€влени€ отношени€ к нему со стороны тех или иных субъектов. ¬ажно смотреть на историю и на социум глазами живой личности, включенной в социокультурную среду и исторические контексты, но ведущую себ€ в них заинтересованно, т.е. необходимо встать на этико-субъек-тивную точку зрени€ (философи€ истории есть суд над историей). —оответственно в истории и социуме одновременно действует много детерминирующих факторов, задающих разные векторы изменений. ѕринципиально нельз€ свести вариативность социальной и культурной жизни к действию какой-либо одной причины, например, экономики, как это делает марксизм. ќбщество конституируетс€ во взаимодействии "культурных групп" и "социальной организации".  ультурные группы формируютс€ в процессах социализации и взаимодействи€ индивидов. —оциальна€ организаци€ фиксирует положение индивидов в экономическом, политическом и правовом пространстве, задающих пределы индивидуальной свободы. ћера свободы, допустимой в данном обществе, фиксируетс€ в общественном идеале, движение к которому и задает критерии социального прогресса, в ходе которого все большее количество людей перестает быть оруди€ми чужой воли. —редство достижени€ идеала - критическое переопределение и переделка культуры, социальной организации и быта. ¬.Ћ. јбушенко


ƒобавить комментарий к слову  ј–≈≈¬

¬ы можете оставить комментарий к слову  ј–≈≈¬. ѕосле проверки данных комментарий будет опубликован.