»Ѕ—≈Ќ

»бсен
»бсен (√енрих Ibsen) - знаменитый норвежский драматург, род. в 1828г. в маленьком городке —киен, на берегу залива ’ристиании. ќн происходитиз древней и богатой датской семьи судохоз€ев, переселившихс€ в Ќорвегиюоколо 1720 г. ќтец драматурга,  нуд »., представл€л собой де€тельную вздоровую натуру; мать, - немка по происхождению, дочь состо€тельногоскиенского торговца, - была особой строгого, сухого нрава и крайненабожна€. ¬ 1836 г.  нуд ». обанкротилс€, и жизнь богатой, хорошопоставленной семьи, круто изменилась. ѕрежние друзь€ и знакомые мало помалу стали отдал€тьс€, пошли сплетни, насмешки, вс€кого рода лишени€.Ћюдска€ жестокость отразилась очень т€жело на будущем драматурге. » такуже от природы необщительный и дикий, он теперь стал еще более искатьуединени€ в ожесточилс€. ”чилс€ ». в элементарной школе, где поражалучителей превосходными сочинени€ми. Ќа 16-м г. пришлось ». поступить вученики в аптеку близлежащего городка √римштадта, с населением всего в800 жит. ». покинул безо вс€кого сожалени€ —киен; он больше никогда невозвращалс€ в родной город, где ему в таком раннем возрасте пришлосьузнать все значение и власть денег. ¬ аптеке, где он пробыл 5 лет, юношавтихомолку мечтал о дальнейшем образовании и получении докторскогодиплома. –еволюционные идеи 1848 г. нашли в нем гор€чего приверженца. ¬первом стихотворении своем, восторженной оде, он воспел венгерскихпатриотов-мучеников. ∆изнь ». в √римштадте становилась дл€ него всеболее и более невыносимой. ќн возбудил против себ€ общественное мнениегородка своими революционными теори€ми, вольнодумством и резкостью.Ќаконец ». решил бросить аптеку и отправилс€ в ’ристианию, где емупришлось вести первое врем€ жизнь полную вс€ких лишений. ¬ ’ристиании»бсен познакомилс€ и тесно сблизилс€ с ЅьЄрнсоном, который впоследствиистал его ожесточенным противником. ¬месте с ЅьЄрнсоном, ¬иньи иЅоттен-’ансеном, ». основал в 1851 г. еженедельную газету "Andhrimner",просуществовавшую несколько мес€цев. «десь ». поместил несколько поэм и3-х актное драматическое сатирическое произведение "Norma". ѕослепрекращени€ журнала, ». познакомилс€ с основателем народного театра вЅергене, ќла-Ѕулем, который предоставил ему должность режиссера идиректора этого театра. ¬ Ѕергене ». пробыл 5 лет и в 1857 г. переехал в’ристианию, тоже на должность директора театра. «десь он оставалс€ до1863 г. ∆енилс€ ». в 1858 г. и был очень счастлив в брачной жизни. ¬1864 г., после долгих хлопот, ». получил писательскую пенсию отстортинга и воспользовалс€ ею, чтобы поехать на юг. —начала он поселилс€в –име, где жил в полном уединении, потом переехал в “риест, затем вƒрезден и ћюнхен, откуда ездил в Ѕерлин, а также присутствовал приоткрытии —уэзского канала. ¬ насто€щее врем€ живет обыкновенно вћюнхене. ѕерва€ пьеса »бсена, более психологическа€, чем историческа€драма "—аtilina", относитс€ к 1850 г. ¬ этом же году »бсен добилс€ того,что была поставлена на сцене его трагеди€: "Kamphojen". — тех пор онначал писать пьесу за пьесой, сюжеты дл€ которых брал из истории —реднихвеков. "Gildet pa Solhoug", шедша€ в ’ристиании в 1856 г. - перва€ издрам »., имевша€ значительный успех. «атем по€вились "Fru Inger tilOsterraat" (1857), "Harmandene paa Helgeland" (1858), "Kongs Emnerne"(1864). ¬се эти пьесы имели большой успех и были много раз играны вЅергене, ’ристиании,  опенгагене, —токгольме и в √ермании. Ќо написанныеим в 1864 г. пьесы "En Broder Nod" и в особенности "KjoerlighedensKomedie", так восстановили против него его соотечественников, что ». былвынужден в 1864 г. покинуть Ќорвегию. ƒальнейшие его драмы "Brand"(1866), "Peer Gynt" (1867), "Kejser og Galiltoer" (1871), "De UngesForbund" (1872), "Samfundets-Stotter" (1874), "Nora" (1880), послекоторой он совершенно поссорилс€ с ЅьЄрнсоном. «атем еще ». написал:"Hedda Gabler", "Rosmersholm" и "—троитель —ольнес". —тихотворени€ ».собраны в книжку "Digte:" (1871). ћ. ¬. ѕьесы ». стали известны в ≈вропе сравнительно недавно, но слава этогописател€ выросла с поразительною быстротой, и в последние годы критики,говор€ о вершинах современной литературы, упоминают норвежскогодраматурга р€дом с именами “олстого и «ола. ќдновременно, однако, сфанатич. поклонниками, у него есть столь же рь€ные противники, считающиеего успех €влением болезненным. —лаву создали ему не исторические пьесы,написанные по древнескандинавским сагам (лучша€ из них "¬оители√ельголанда"), а комедии и драмы из современной жизни. –ешающим моментомв де€тельности ». €вл€етс€ 1865 год, когда он, в первый раз покинувЌорвегию, прислал туда из »талии драматическую поэму "Ѕранд". ѕонастроению и основной идее современные пьесы ». дел€тс€ на двекатегории: тенденциозно обличительные комедии и психологические драмы. ¬своих комеди€х ». €вл€етс€ фанатическим защитником цельной,самодовлеющей личности и €ростным врагом тех форм жизни, которые, помнению художников, обезличивают, нивелируют современных людей - семьи,основанной на романической лжи, общества, государства, и, глав. образом,демократии - тирании большинства. ¬ общих чертах фабула всех этих пьесодна и та же: кака€-нибудь цельна€ личность, герой или героин€, вступаетв борьбу с обществом из-за идеала правды. „ем эта личность самобытнее исильнее, тем ожесточеннее ее борьба с безволием и нравственнымничтожеством людей. ¬ конце концов личность остаетс€ одинокой,покинутой, поруганной, но не побежденной. —в€щенник Ѕранд, геройфантастической драматической поэмы в стихах, ставит целью жизнидостижение внутреннего совершенства, полной умственной свободы. –адиэтой цели он жертвует личным счастьем, единственным сыном, гор€чолюбимой женой. Ќо в конце концов его дерзновенный и не знающийкомпромиссов идеализм ("все или ничего") сталкиваетс€ с трусливымлицемерием духовных и светских властей; покинутый всеми, герой всознании своей правоты погибает один среди вечных льдов норвежских гор.- ¬ обстановке более реальной подобна€ же участь выпадает на долю докт.Ўтокмана (герой комедии "¬раг народа"). ”бедившись в том, что демократи€его родного города, служа на словах принципам свободы и справедливости,на деле подчин€етс€ мотивам мелким и бесчестным, доктор Ўтокман собираетнародную сходку в объ€вл€ет, что сделал следующее открытие: "самыйопасный враг истины и свободы, это сплетенное, свободное большинство!..Ѕольшинство никогда не право, - да, никогда! Ёто - общеприн€та€ ложь,против которой должен восставать каждый свободный разумный человек.  тосоставл€ет большинство в каждой стране? ѕросвещенные люди или глупцы?√лупцы составл€ют страшное, подавл€ющее большинство на всем пространствемира. Ќо справедливо ли, черт побери, чтобы глупцы управл€ли людьмипросвещенными?" ѕолучив от сограждан кличку "враг народа", всемипокинутый и преследуемый, Ўтокман за€вл€ет в кругу своей семьи, чтосделал еще одно открытие: "вот видите ли, что € открыл: самый сильныйчеловек в этом мире тот, кто остаетс€ одиноким". ƒо такого же конфликтадоходит и Ќора, родственна€ по духу Ѕранду и Ўтокману. - ”бедившись, чтосемь€ основана на том, что муж любит в жене только красивую куклу, а неравноправного человека, Ќора, в пьесе того же названи€ бросает не толькомужа, но и любимых детей, обрекает себ€ на полное одиночество. ¬о всехэтих пьесах ». ставать вопрос: возможна ли жизнь по правде в современномобществе? - и решает его отрицательно. „тобы жить по правде, цельна€личность должна стать вне семьи, вне общества, вне сословных вполитических партий. ’удожник не ограничилс€ таким внешне обличительным отношением всовременности. ¬озможно ли при современных услови€х жизни счастье,удовлетворенное чувство жизнерадости? - вот второй вопрос, которыйставить себе ». и на который отвечают его психологические драмы, вхудожественном отношении сто€щие несравненно выше комедий. ќтвет и тутполучаетс€ отрицательный, хот€ миросозерцание художника во многомрадикально изменилось. —частие невозможно, потому что счастье неразлучнос ложью, а современный человек заражен микробом правды, лихорадкойправдолюби€, чем губит себ€ и ближних. ¬место гордого, романтическогоЅранда, проповедником правды €вл€етс€ теперь чудаковатый, но реальноизображенный √регор ¬ерле ("ƒика€ утка"), который своим злосчастнымправдолюбием разбивает на глазах зрителей невозмутимое, хот€ иоснованное на лжи счастие своего друга »алмара. Ќевозможно счастие ипотому, что никто не может быть самим собою, никто не в силах отсто€тьсвою индивидуальность, так как над нами т€готеет закон наследственности,и среди нас встают привидени€ как пороков, так и добродетелей нашихотцов ("ѕривидени€"). ѕуты долга, об€занности, завещанные нам прошлымивеками, мешают нашей жизнерадости, котора€, ища тайного выхода,становитс€ развратом. Ќаконец, счастье невозможно и потому, что сразвитием культуры, станов€сь утонченнее умственно и нравственно,человечество тер€ет стремление к жизни, разучиваетс€ сме€тьс€ и плакать("–осмерсгольм").   этому же циклу психологических пьес относитс€"Ёллида" (или "∆енщина мор€") - самое поэтическое из всех произведений»., если не по идее (заключающейс€ в том, что чувство довери€, уважени€имеет больше власти над сердцем, нежели деспотизм любви), то, по крайнеймере, по исполнению. ¬енцом же творчества ». кажетс€ нам "√едда √аблер",единственна€, быть может, его жива€ пьеса, без общественных илиморальных схем, в которой герои действуют и живут дл€ себ€, а не прав€тбарщину ради авторской идеи. ¬ √едде √аблер ». воплотил великий декаданснравов нашего века, когда впечатлительность к оттенкам внешней красотызаслонила вопросы добра и зла, чувство чести заменено бо€знью скандала,а любовь - бесплодными муками ревности. ѕоследн€€ по времени пьеса ». -"—троитель —ольнес", нелишенна€ автобиографического значени€, рисует всимволическом образе ход мирового прогресса, который началс€ с наивнойверы, продолжаетс€ наукой, а в будущем приведет человечество к новомуразумно мистическому пониманию жизни, к воздушному замку, построенномуна каменном основании. “аковы идеи ибсеновских пьес, смелые, частодерзновенные, граничащие с парадоксами, но задевающие самые интимныенастроени€ современности. ѕомимо идейного содержани€, эти пьесызамечательны, как безупречные образцы сценической техники. ». вернулсовременной драме классические формы - единство времени и места, а чтокасаетс€ единства действи€, то оно заменено у него единством замысла,внутренним разветвлением основной идеи, на подобие незримой нервнойсистемы, проникающей в каждую фразу, ѕочти в каждое слово пьесы. ѕо силеи цельности замысла ». мало имеет соперников. ќн, сверх того, совершенноустранил монолог, а разговорную речь довел до идеальной простоты,правдивости и разнообрази€. ¬ чтении произведени€ ». производ€т большевпечатлени€, чем на сцене, потому что за развитием идеи легче следитьчита€, чем слуша€. ќсобый прием ». представл€ет его любовь к символам.ѕочти в каждой пьесе основна€ иде€, развива€сь в действии, воплощаетс€ вкаком-нибудь случайном образе; но этот прием не всегда удаетс€ »., апорой, как например, в "Ѕранде" и "—троитель —ольнесе", вносит в пьесунекоторое безвкусие. «начение ». и причину его всемирной славы следуетискать в современности проповедуемых им идей. ». такой же представительбезграничного индивидуализма в литературе, как Ўопенгауэр и Ќичше - вфилософии, как анархисты - в политике. Ќикто не сомневаетс€ в глубине и оригинальности егоидей, только многим кажетс€, что они не согреты любовью к люд€м, чтосила их - не от Ѕога. Ќ. ћинский. ѕочти все драмы ». изданы на нем. €з. под загл.: "Moderne Dramen" (3т., Ѕ., 1889 - 90). ћногие по€вились в "Nordische Bibliothek" (1, 4 - 6,9 - 14 и 16, 1889 и сл.); в рекламовской "Universal Bibliothek", а такжев мейеровских издани€х дл€ народа. ћногие драмы ». имеютс€ и на франц.€зыке ("Les Revenants", 1889; "Le Canard sauvage", "Edda Gabler", 1891 вдр.). ѕо-русски в "јртисте" напечатаны его драмы: "ƒоктор Ўтокман"(1891, є 15 в отд.); "Ёллида" ("∆енщина мор€", 1891, є 14) и "—еверныебогатыри" (1892, є 20); в "¬естн. ≈вропы" - "—толпы общества" (1892, є7); в "—ев. ¬естнике" - "√едда √аблер" (перев. с датского ѕ. √анзена,1891, є 7); в "ѕетерб. ∆изни" 1894 г. - "–осмерсгольм". ¬ 1891 г.предприн€то издание "ѕолного собрани€ драматических произведений ».",под редакцией ј. јлексеева; вышедшие выпуски содержат драмы: "√едда√аблер", "—ев. богатыри" и "”стои общества". ќтдельно, кроме того,по€вились: "ѕривидени€" (изд. —уворина, 1891), "Ќора" (перев. ѕ.¬ейнберга, —ѕб., 1883; есть издание 1891), "ƒика€ утка" (1892),"—частливец" ("—троитель —ольнес", пер. ѕ. √анзена, 1893), "¬рагчеловечества" ("ƒоктор Ўтокман", 1893), "»нгэр из Ёстрота" (изд. "¬сем.Ѕиблиотеки", 1893). —р. Vasenius, "Ќ. I-s. dramatiska diktning"(√ельсингф., 1879); Passarge, "Ќ. I." (Ћпц., 1883); G. Brandes, в"Moderne Geister" (пер. в "–усск. ћысли", 1887, є 9); Ќ. Jager; "H. I. "(Ѕ., 1888, на нем. ƒрезд., 1890); его же, "Ќ. I. og hans Voerker"(1892). Ќа русск. €з. статьи Ќ. ћинского ("—ев. ¬естник", 1892, 9 и 10),ј. ¬олынского ("—ев. ¬естн." 1893); ƒ. ћережковского: "ƒве последниедрамы ».: √едда √аблер и —троитель —ольнес" ("Ќовости", 1894, єє 21, 26,39 и 40).


ƒобавить комментарий к слову »Ѕ—≈Ќ

¬ы можете оставить комментарий к слову »Ѕ—≈Ќ. ѕосле проверки данных комментарий будет опубликован.